ДТП, ГАИ, МТСБУ: не пожелай врагу своему — часть 1

Эта история про ДТП, халатность ГАИ, сложности и нежелание сотрудничать МТСБУ (Моторно-транспортное страховое бюро Украины) со своими клиентами. Вместе с тем, в этой истории я предлагаю ряд рекомендаций, как в подобных ситуациях можно действовать, чтоб отстоять свои права.

Особо интересная часть рассказа, я думаю, касается того, как добиться возмещения от МТСБУ. МТСБУ только несколько месяцев возмещает ущербы по новой системе, и я думаю, вам будет интересно, как эта система работает. Я расскажу, как обойти некоторые подводные камни в работе с МТСБУ.

ДТП. Как это было.

Еду по ул. Василенко. Передо мной едет Шевроле Авео. На Шевроле буква “У” и «туфелька». Еду за ней особо аккуратно, не обгоняю. Подъезжаем к левому одностороннему перекрестку. Шевроле включает поворот налево и останавливается. Мне прямо, но я тоже останавливаюсь за Шевроле. И жду, пока она повернет налево. Машин встречных не было, поэтому странно было, что она стояла и ждала. Ну, думаю, “У” и „ туфелька ” , стою не рыпаюсь, не подгоняю, не сигналю. Шевроле начинает поворот налево. И тут когда, Шевроле уже на встречке, сзади из-за спины (из-за моей машины в нашем направлении) выскакивает на обгон КИА РИО и бьет Шевроле в левую заднюю дверь. Удар не сильный — ее развернуло, может на метр, градусов 20. Но, к моему удивлению, Шевроле продолжает движение с поворотом руля, таким, как он был на момент удара, т.е. Шевроле движется по кругу. Думаю, о, буду свидетелем! Но не тут-то было… Шевроле продолжает движение по кругу. Просто едет. При этом бьет авто Рено, который выезжал с второстепенной на Василенко. Я думаю: «Шевроле уже ж надо было остановиться!» О, ужас! Шевроле после удара в Рено продолжает движение по кругу, в мою сторону. Не верю своим глазам. Мгновение и я уже не свидетель — я участник ДТП! Шевроле бьет меня в колесо и крыло. Удар не сильный, но ходовая (как потом выяснилось) повреждена. Получается, что Шевроле после удара КИА РИО сделал почетный круг (в общем, где-то 270 градусов) без рикошета, юза, при этом ударил Рено и меня. Поддонок из КИА РИО остановился, вышел, посмотрел на свою машину, на наши авто, взялся за голову и уехал.

Что самое «веселое», так это то, что я не доехал до стоянки 50 метров и на следующий день у меня был День рождения.

Оформление ДТП

Инспекторы ГАИ приехали оформлять ДТП аж через 1:10 часа. Составили схему ДТП, зафиксировали повреждения, выписали справки о ДТП, мы (участники) написали объяснительные.

Протокол об административном нарушении ГАИшники не составили. Вроде как КИА РИО, которая скрылась, виновата. В этом случае якобы протокол об административном нарушении не составляется.

Я интуитивно понимаю, что мне эта КИА РИО по идее до лампочки, меня ударила Шевроле. На мой вопрос могу ли я предъявить Шевроле, ГАИци ответили: «Так, це ж вона була в состоянии аффекта. Вы ей не зможете ничого предявить.» Для меня этот аргумент показался не убедительным.

Т.е. получается, что можно побить на машине пол Киева, сказать, что испугался котика, который перебегал дорогу и уйти от ответственности? Бред.

В итоге ГАИци направили меня и остальных участников ДТП к инспектору по розыску. Вроде как КИА РИО во всем виноват и всем должен.

У инспектора по розыску

Вот вкратце суть беседы с инспектором по розыску:

Инспектор: КИА снят с реестрации (в 2003), а Шевроле насправди вдарил двойник.
Я: И что дальше?
Инспектор: Ну, шо, оце ж КИА нема. Виновника нема . Будемо закривать…
Я: Постойте, но меня ударила Шевроле

Инспектор почесал репу, посоветовался с другими, и говорил: О це ж мабудь д ійсно… оце Шевроле… буду писати рапорт дознавателю. Приходь в субботу до дознавателя.

Тем временем с помощью участников Опель клуба, выясняю, что КИА РИО – это серебристый КИА РИО 1.5, 2002-го года выпуска, № кузова KNEDC243326085842, зарегистрированный в МРЭО-8 Киева в 2002, гос № 428-33 КА, свидетельство о регистрации KIC746947, машина в лизинге. Потом выясняю, что 25.4.03 автомобиль перерегистрирован в МРЭО-4, гос № 803-88 КВ , свидетельство о регистрации KIC 804196, зарегистрирован на физическое лицо.

Похоже, что водитель КИА незаконно ездил на старых гос. номерах.

ВОПРОС: Зачем нам такое ГАИ, которое самостоятельно не может выяснить всю информацию по машине.

У дознавателя

 

Визит 1

С самого начала дознаватель занял нейтральную позицию. Согласился со мной, что водитель Шевроле должен был немедленно остановиться и не бить всех по кругу. Но при этом тоже пел об аффекте … Т акже сказал, что то, что не был составлен протокол об административном нарушении – правильно, так как один из участников ДТП скрылся.

Договорились о встрече (16/5) с инспекторами, которые оформляли ДТП, с целью определить правонарушителя, и, возможно, составить протокол об административном нарушении.

Хозяйка Шевроле

До ДТП ездила на авто 3-4 месяца. Полиса обязательного страхование гражданско-правовой ответственности (ОСГО) нет. Только КАСКО. Инспекторы ГАИ в конце оформления ДТП, очень долго о чем-то с ней, уединившись, говорили. Со мной и Рено говорили минут пять (о формальностях, что дальше делать, и т.д.). А с ней в самую последнюю очередь говорили минут 30. Я думаю, «договаривались»…

Первые 4 дня после ДТП хозяйка Шевроле вроде как осознавала свою вину передо мной и водителем Рено. Сказала, что все возместит. Решили, что не надо затягивать, а надо скорее возместить, починить и забыть. Мы поехали делать диагностику (не товароведческую экспертизу!), чтоб оценить стоимость ремонта. Насчитали около 2000 грн. Но потом в этот же день дала задний ход. Я так понял, что в ее страховой компании сказали, что зря она планирует мне добровольно выплачивать.

Всем, кроме меня и водителя Рено, было удобно списать вину на КИА. А КИА нет – нет виновных, никто никому не должен. Это была стратегия ГАИ и водителя Шевроле.

Было понятно, что Шевроле повела себя неадекватно, аффект тут вряд ли может служить оправданием. Насколько я понял, аффект должна была зафиксировать судебно-психиатрическая экспертиза.

Я должен был добиться составления протокола об административном нарушении на водителя Шевроле. Также мне надо было сделать товароведческую экспертизу для определения суммы ущерба. Но делать экспертизу было стремно . Если ГАИ не составит протокол на водителя Шевроле, и ее не признают виновной, то получиться, что я зря выброшу 250 грн на экспертизу.

Товароведческая экспертиза

Я все-таки запланировал и сделал товароведческую экспертизу 16/5 в независимом экспертном бюро Вега-999. Обязательно нужно приглашать на экспертизу ответчика. Но в качестве кого приглашать водителя Шевроле? Протокола об административном нарушении нет, суда нет … В се равно пригласили (как участника ДТП), но хозяйка Шевроле не пришла.

Несколько слов о бюро Вега-999. Выбрал это бюро по положительным отзывам на автомобильных веб-форумах. Действительно услуги в Веге-999 не дорогие. Но сервис соответствующий. Боксов и подъемников нет, осмотр происходил на улице, я сам домкратил машину. Эксперт Вега-999 не увидел того, что увидел слесарь, когда делали диагностику ходовой (при участии водителя Шевроле).

В итоге договорились с экспертом Вега-999 , что я отремонтирую ходовую, а он допишет в свою оценку то, что он не увидел во время своего осмотра.

Страховая компания

У меня есть полис ОСГО. По этому ДТП обязательств у страховой компании передо мной нет, так как я вероятней всего был не виновен. Однако в случае, когда у виновника ДТП нет ОСГО, а у потерпевшего – есть, ущерб потерпевшему может возместить Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (далее МТСБУ). Поэтому моя страховая компания посоветовала обратиться за возмещением в МТСБУ, если, конечно, суд признает вину водителя Шевроле.

Хочу поблагадорить мою страховую компанию СГ ТАС. Сотрудники ТАС реально помогали консультациями по вопросам общения с МТСБУ.

Итого… на этом этапе мои дальнейшие действия были:

— Убедится, что протокол об административном нарушении на водителя Шевроле составлен.
— Ждать суда.
— Получить результат товароведческой экспертизы и размер ущерба.

У дознавателя

 

Визит 2

17.05.2005 был у дознавателя. Инспекторов ГАИ, которые оформляли ДТП, не было. Дознаватель сказал, что все равно инспектора ГАИ будут составлять протокол об административном нарушении на водителя Шевроле. Когда я спросил, могу ли я потом увидеть протокол об административном нарушении, он сказал, типа «зачем тебе это надо, это не обязательно, на тебя протокола нет, зачем тебе ее протокол…» Но все-таки мы с дознавателем договорились, что, когда протокол будет составлен, мы созвонимся, и он даст копию протокола.

Названивал я недели две. Все там у них что-то не срасталось. А в какой-то момент дознаватель начал съезжать и снова «тулить» дело обратно инспектору по розыску. Ясное дело, если между водителем Шевроле и инспекторами ГАИ, которые оформляли ДТП, была «договоренность», то, как дознаватель заставит ГАИшников составить протокол на водителя Шевроле.

Визит 3

Пришлось написать жалобы (см. Приложение 1), и идти относить их в канцелярию ГАИ.

Чисто случайно в отделении ГАИ я встретил дознавателя. Неожиданно он решительным образом заявил, что он лично встретится с водителем Шевроле и составит протокол об административном нарушении.

25.05.2005 дознаватель действительно составил протокол об административном нарушении на Шевроле. Нарушение:

"10.1. Перед початком руху, перестроюванням та будь-якою зміною напрямку руху водій повинен переконатися, що це буде безпечним і не створить перешкод або небезпеки іншим учасникам руху."

Я получил копию протокола.

Протокол об административном нарушении вместе с делом передали в суд. Через недели 2 суд должен был рассмотреть дело и вынести постановление. Если суд признает Шевроле виновной, то постановление является основанием для возмещения ущерба мне от Шевроле.

В суде

Дело поступило в суд 31/5. Я приходил в суд 1/6, чтоб узнать, когда состоится суд, будут ли меня приглашать на заседание суда, как потом получить постанову суда на руки, и другие вопросы. Общался с помощницей судьи, который будет рассматривать мое дело. Суд предварительно был назначен на 8/6.

Меня удивило то, что они меня как пострадавшего приглашать не собирались. Приглашают только обвиняемых. Но присутствовать, как правило, все равно можно, только как участник и заинтересованная сторона.

Ходил в суд 8/6 в качестве участника и заинтересованной стороны. Без приглашения. Дело рассматривала помощница судьи. Прождал я водителя Шевроле минут 30. Дай, думаю, перезвоню ей… Оказывается она — в Турции. Будет на следующей неделе. У помощницы судьи спрашиваю, что дальше. Она говорит, что раз она не пришла, передаю дело непосредственно судье, и судья будет выносить постановление о виновности водителя или же о переносе дела.

В итоге суд признал водителя Шевроле виновной " у вчинені адміністративного правопорушення, передбаченого ст. 124 КУпАП".

Мои дальнейшие шаги

После того, как суд признал водителя Шеврове виновной в ДТП, у меня было несколько вариантов возмещения ущерба:

1. Водитель Шевроле добровольно возмещает ущерб.
2. Я подаю гражданский иск и самостоятельно сужусь с водителем Шевроле.
3. Ущерб возмещает мне МТСБУ.

Первый вариант сразу отпал. Как только я получил копию постановления суда, я сразу позвонил водителю Шевроле и предложил мирно решить вопрос. Она отказалась.

Также я отложил вариант №2. Много мороки.

Решил попробовать вариант №3. Так как вина водителя Шевроле была признана, у водителя не было полиса ОСГО, у меня этот полис был. В итоге я имел право обратиться в МТСБУ за возмещением ущерба.

Моторное бюро и как с ним бороться

Мои впечатление о МТСБУ негативные. Возможно, отчасти из-за моего настроя. А я был настроен на то, что МТСБУ будет мне способствовать и всячески помогать. Но оказалось, что стратегия там другая, люди там какие-то нервные, работают по принципу "все было хорошо, пока не появился клиент". Сложилось такое впечатление, что я им чего-то должен, возможно, даже должен по жизни, и они мне делают большое одолжение, что вообще со мной разговаривают.

Вот несколько примеров.

Договорился с работником МТСБУ о встрече на конкретное время. В результате, человек этот просто не пришел, а его коллеги мне сказали, что он на какой-то конференции. При том, что встреча планировалась за 2 дня, не возможно не знать о конференции.

Потом… тот же работником МТСБУ приходит далеко после начала рабочего дня, и при этом говорит мне "ну, у меня же есть личные дела!"

Или как вам их просьба "нам нужна расписка виновника в том, что у нее нет полиса ОСАГО" или "приходите с виновником". Другими словами они предлагают мне попросить виновника «вырыть себе яму».

Также в МТСБУ начали возмущаться, что я уже сделал экспертизу авто, хотя у меня не было оснований ее не делать. Далее вы увидите почему.

Я обратился за помощью в свою страховую компанию, чтобы выяснить, как работать с МТСБУ. И мне посоветовали общаться с МТСБУ в письменном виде, а где надо устно, то вести себя понаглей.

16/6/05 я принес в МТСБУ все документы (которые у меня были) по ДТП, написал заявление, потребовал поставить на моей копии входящий номер. Тут они тоже потрепали нервы. Не хотели принимать документы, якобы потому, что не было на месте непосредственно того человека, который должен эти документы просматривать. Я сказал, что не уйду, пока не примут документы (или что-то в этом духе). Пришлось им принять.

Тем не менее, после некоторой переписки с ними, 10/10/05 я получил страховое возмещение от МТСБУ.

Далее я расскажу как общаться с МТСБУ, как обходить подводные камни. Сразу хочу сказать, что самый главный совет – это прочитать закон «Про обов'язкове страхування цивільно-правової відповідальності власників наземних транспортних засобі в ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*